Видеоканал Школы космоэнергетики "Единство"

[Кастанеда] и Джордж Лукас

Список разделов ШАМАНСКИЕ ПРАКТИКИ Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана

#1 don.dourden » 16 июля 2014, 15:58

Карлос Кастанеда и Джордж Лукас. Две грани одной реальности.

Автор статьи - Jake Horsley. Дату и место первой публикации установить не удалось. Но судя по всему она была написана еще до выхода приквелов.

Изображение

Влияние чрезвычайно популярных книг Карлоса Кастанеды о доне Хуане на «Звездные войны» не всегда очевидно, но очень значительно. В этой связи интересным видится то, что противники Кастанеды никогда не принимали во внимание тот факт, что если он и впрямь все это придумал, то он является величайшим мифотворцем ХХ в. В тоже время мифологический мир созданный Джорджем Лукасом стал настолько реальным, что многие в гораздо большей степени готовы поверить в существование мистической Силы, чем в учение дона Хуана. Однако нужно учитывать тот немаловажный факт, что свою идею о Силе Лукас позаимствовал именно из ранних работ Кастанеды. В фильме «Новая надежда» из уст Оби-вана Кеноби можно услышать следующее изречение: «Сила – это источник энергии джедаев. Это энергетическое поле создаваемое всеми живыми существами. Она нас окружает и, окружая входит в нас, тем самым объединяя всю галактику в единое целое». По большому счету это утверждение краткая компиляция того, что рассказывает дон Хуан на протяжении десяти книг. По большому счету, в своих книгах Кастанеда описывает именно эту жизненную энергию, которая пронизывает всю вселенную и связывает все в единое поле энергии. Сила одновременно везде и нигде. Наука не обнаружила эту вездесущую энергию, но это и неудивительно: то, что существует повсюду и всегда, что является сущностью жизни, найти очень трудно, поскольку невозможно отделить от всего остального. Скептики все еще утверждают, что это подобно затруднительной ситуации вселенского масштаба, в которую и попал Оби-ван Кеноби. Чувствуя смерть миллионов людей, он не смог предотвратить свою собственную.

Изображение

Теорию мироустройства вселенной Кастанеда вкладывает в уста своего духовного наставника дона Хуана Матуса. Именно он является для автора наивысшей формой проявления всех вселенских знаний, хотя, как утверждает сам Кастанеда, даже он «до конца так и не понял кем же был этот человек на самом деле». По его словам, «в личности дона Хуана, могли совмещались порой несовместимых качества»: «казалось он прожил века, но порой позволял себе шалости, которые, на первый взгляд не пристало делать даже ребенку»; «казалось, что он занимался исключительно философским познанием окружающего мира, но при этом он был настоящим воином, способным противостоять натиски целой армии»; «порой меня бросала в шок от его высказываний, но только потом, я осознавал всю глубину его действий и понимал, что даже самые страшные его деяния… направлены исключительно на сотворения добра». Именно такой учитель был необходим Люку Скайуокеру для познания всей энергии окружающей вселенной, которую автор укрыл за метафору Силы. Однако Лукас понимал, что воссоздать дона Хуана на экране в полной мере вряд ли удастся. Поэтому он разделили все качества описанные выше на трех отдельных персонажей: Йоду, Оби-вана Кеноби и Дарта Вейдера. Именно они каждый на своем уровне обучают Люка, а вместе с ним и миллионы телезрителей.

В сочинениях Кастанеды дон Хуан объясняет, что для занятия колдовством необходимо вступить на путь воина, а колдовство – это способ стать человеком знания. Это же мы слышим и от Йоды: «Великого война сказал ты? Войны ни когда ни кого не делают великими», а позже добавляет: «Союзник мой Сила. И могучий союзник. Жизнь ее сотворила и вырастила. Ее энергия окружает нас и связывает. Ты должен почувствовать Силу. Почувствовать ее поток. Силу вокруг себя. Между мной, тобой, деревом, камнем», тем самым доказывая, что именно она и придает ему все знания об окружающем мире. В трудах Кастанеды читаем: «Воина не должно потрясать то, что он видит, а для этого ему необходима полнейшая невозмутимость и самодисциплина». В эпизоде подъема корабля из болота Йода подтверждает эти слова: «Размер не имеет значения. Судишь обо мне по размерам моим? А не следовало бы…», и, не прилагая абсолютно ни как усилий, достает корабль с самой глубины болота.

Путь воина (Кастанеда называет его «безупречностью») – это путь охотника-собирателя в энергетической вселенной: воин охотится за энергией, затем забирает себе, а потом использует в своих целях. Энергия необходима для того, чтобы получить доступ к новым областям восприятия или, выражаясь языком дона Хуана, «остановить мир». Дон Хуан уверяет Кастанеду, что колдовство – это не самоцель, а лишь средство, позволяющее воину создать новую интерпретацию мира и таким образом понять, что известная нам реальность – это всего лишь наша интерпретация этой реальности. Это значит, что она подчиняется воле индивида и акту восприятия. Воин, который становится колдуном, может противопоставить интерпретацию колдуна и интерпретацию простого человека и варьировать между ними. Это же самое мы слышим от Кеноби во время первой тренировки Люка на борту «Тысячелетнего сокола». Оби-ван: «Джедай чувствует Силу, когда она проходит через него». Люк: «Она, что контролирует мои действия?» Оби-ван: «Частично, но также она подчиняется и твоим командам».

Согласно дону Хуану, по мере превращения воина в человека знания, он проходит четыре стадии самосовершенствования: страх, ясность, силу и, наконец, старость (или исчерпание). Если, несмотря на переполняющий его ужас от увиденного во Вселенной, воин будет упорно продолжать свой путь к знанию, наступит день когда он полностью преодолеет свой страх (в фильме эту стадию пути символизирует Люк Скайуокер). В результате у него появляется чувство, что он понял тайну и наконец-то постиг все знания (Люк спрашивает Йоду: «Ну тогда я уже джедай?»). Опасность такой ясности заключается в том, что воин верит, что он все понимает и что он уже достиг просветления (Попытка уговорить Дарта Вейдера отречься от Императора). В результате он застревает в еще одной собственно интерпретации вселенной. Он сам заманивает себя в ловушку. (Полет на спасение друзей на Беспин)

Противостоять искушению ясности, необходимости все интерпретировать и объяснять с рациональной точки зрения – значит преодолеть второго врага. Именно стремление преодолеть этого врага характеризует на протяжении всего фильма Оби-вана Кеноби. Даже после своей смерти он не отказывается от этого пути и говорит: «Истина зависит лишь от нашей точки зрения на нее». После преодоления этой ступени воин начинает добиваться силы.

Искушение силой самое трудное из всех. Человек знания – это тот, кто перешагнул через пропасть, заново родился и превратил себя в ничто. Он стал таким образом Всем-Что-Есть, своего рода богом. Искушение силой есть достижение этого состояния с сохранением «я», что, к счастью, невозможно, так как, если бы этого состояния достиг неугодный ей человек, вселенная разрушилась бы. И тем не менее, пропитавшись мыслью о всемогуществе, многие колдуны становятся ее жертвой и превращаются в жестоких и своенравных людей. Дон Хуан называет их Древними Видящими. Они, добавляет он, и есть скрытые правители этого мира, который известен нам сегодня. В фильме под эту категорию наиболее четко подпадает Дарт Вейдер: безграничная сила даровала ему власть, могущество и жестокость, что и позволяют ему распоряжаться судьбами живых существ. Но в тоже время Вейдер – это абсолютно безликая личность, «являющаяся больше машиной, чем человеком».

О последнем враге, старости, можно сказать немного. Риск заключается в следующем: когда воин победит третьего врага, его жизнь уже приблизится к закату и на этом его миссия будет исчерпана. На этой ступени бесспорно находится Йода. В «Возвращении Джедая» мы видим его глубоким стариком, который говорит: «Стар и немощен я стал. В 900 лет не лучше выглядеть будешь ты». Но он признает, что его путь завершен и миссия выполнена: «Отдохнуть я должен. Заслужил я это. Да.»

Завершая свои объяснения, дон Хуан говорит, что по-настоящему человеком знания никто не становится. Это связано с тем, что воин став человеком знания, становится ничем (то есть сливается со Всем-Что-Есть), это состояние длится всего одно мгновение. В момент своей смерти Йода и Оби-ван не исчезают просто так, они становятся частью именно этого Всего-Что-Есть, т.е. сливаются со всем окружающим миром. Причем они прекрасно осознают, что в момент гибели их физических тел такой переход обязательно произойдет. Это подчеркивают слова Кеноби: «Если ты убьешь меня, я стану лишь сильней». По большому счету – это доказывает и то, что все погибшие в фильме джедаи появляются перед Люком (почему это происходит мы скажем позднее). И в один из моментов такого появления призрак Оби-вана еще раз подтверждает это утверждение: «Йода и я всегда будем вместе с тобой». На протяжении фильма мы видим как к пониманию этой истины приходит и Дарт Вейдер. Когда Люк говорит ему о смерти, тот отвечает: «Этого уже не изменить» - это означает, что он принял смерть как переход в иное состояние и готов к этому переходу.

Во многом путь воина совмещает духовное и практическое начало. Он включает в себя специфические дисциплины и процедуры, позволяющие воину напрямую воспринимать энергию. Именно по этому пути ведут молодого Скайуокера Оби-ван и Йода: первый учит чувствовать Силу в процессе фехтования, второй изнуряет физическими упражнениями для того, чтобы почувствовать энергию целой Вселенной. Преодолеть самомнение (Люк: «Я лишь следовал чувствам» Йода: «Безрассуден ты!»), стереть личную историю (Йода: «Забудь все чему учили тебя до этого»), принять на себя ответственность за свои мысли и поступки (Люк: «Они мои друзья! Я должен им помочь» Йода: «Если улетишь сейчас помочь им сможешь, но уничтожишь то ради чего боролись и страдали они») и использовать смерть как советчика (на протяжении всех трех фильмов Люка наставляет умерший Оби-ван) – вот четыре главных принципа на пути воина.

Кастанеда учит, что у воина два главных поля деятельности или способа активности: сновидение и сталкинг. Именно по этому принципу и можно разделить всех воинов на две группы. В «Звездных войнах» это разделение также прослеживается весьма отчетливо. К первой группе вполне обоснованно можно отнести Йоду, ко второй Оби-вана Кеноби и, как следствие, его ученика Дарта Вейдера.

Изображение

Воины, использующие сновидения, как основной способ своей деятельности, в большей степени пассивны. Но при этом они действуют исключительно в согласии с миром. К своей силе они подходят с рациональной точки зрения и понимают ее, как особое желание, усилие или дисциплину. Сновидение – это искусство просветления во сне, искусство обретения во сне такой же ясности и контроля над собой, как при бодрствовании. Плод сновидения – так называемый, «дубль», тело, образованное чистой энергией, без физической массы, световое тело. Когда спящий устанавливает полный контроль над «дублем», он обретает практически беспредельную силу. Перед ним возникает абсолютно новая вселенная сознания. Спящий способен превратить это энергетическое тело в точную копию тела физического и действовать в физическом мире, обладая абсолютной свободой. В момент, когда воин проходит все четыре пути становления, он осознает, что физическое тело становится ему ненужным и он переходит в чисто энергетическую сферу. Воин понимает, что его физическое тело и созданный при его помощи образ могут действовать практически идентично. Но при этом «дубль» имеет гораздо больше возможностей, по этой причине это не столько завершение четвертой ступени, сколько возможность большего развития при сливании со Всем-Что-Есть. Из фильма можно заметить, что Йода идеально подходит для этой характеристики. За все время он не совершает ни одного резкого движения, и очень трудно представить его сражающемся на лазерном мече. В тоже время он действует в исключительной гармонии с окружающим миром, используя всю энергию своего маленького мира для постижения тайн Силы. В тоже время он использует эту Силу только тогда, когда это необходимо. Он учит Люка: «Джедай использует Силу для познания, никогда для нападения». Что Йода способен создавать энергетические образы, мы можем увидеть в момент, когда он сталкивает Люка с призраком Дарта Вейдера. Даже свою смерть он ассоциируют со сном. Это необходимо, потому что Йода достиг настолько высокой степени духовного развития, что прекратил нуждаться в физическом теле и полностью перевоплотился в своего «дубля». Более того, его энергии даже хватает на то, что бы воссоздать «дубли» Кеноби и Вейдера. Тем самым он преподает Люку Скайуокеру последний урок. Люк прошел первую ступень и теперь ему предстоит выбор, по какому пути следовать дальше. Но для этого ему нужно наглядное сравнение, для чего перед ним и появляются два воина-сталкера и один пользующийся сновидениями. Наверное, именно для того, что бы показать всю не схожесть этих групп воинов Лукас и создал этих персонажей настолько контрастными.

Воины-сталкеры – это люди активно использующие в реальном мире способности, которые они приобретают, проходя весь путь воина. Кеноби и его ученик действительно превосходные бойцы-фехтовальщики, к тому же они активно вмешиваются во все происходящие в Галактике события. Преимущество сталкеров заключается в том, что, признав глупость свою и чужую, они могут ей управлять. Дарт Вейдер и Оби-ван в равной степени, но разными методами, воздействуют на сознание имперских солдат и офицеров. Сталкеры не привязаны к своим действиям и желаниям, их не волнует результат. Им известно, и они с этим смирился, что результатом может стать смерть, а в этом случае, что бы не произошло, хуже уже быть не может. Именно опираясь на это знание, Кеноби и Вейдер смело выходят на свой последний поединок. И не случайно оба умирают на практически идентичных «Звездах смерти». Признав равенство всех вещей – от пылинки до Вселенной, от комара до Мессии – испытывая благоговейный трепет перед тайной Вселенной в свете неизбежности смерти, воин обретает свободу действовать без страха и сожаления, сохраняя полный контроль над своими действиями. Поэтому джедаи из фильмов умирают, не проронив не единого звука, и приняв свою смерть как должное. По этой же причине Вейдер абсолютно не обращает внимание на такую вещь, как человеческая жизнь. Даже своему собственному сыну он отрубает руку, лишь для того, что бы тот перешел на новую ступень своего становления как воина. Сталкеры знают, что любое их действие может оказаться последним, и поэтому уделяют ему максимум внимания. Это и есть контроль, к которому и Оби-ван и Дарт Вейдер призывают Люка. А так как после этого сталкеру терять нечего, и он уже как бы мертв («Он больше машина, чем человек»), он со всей страстью отдается жизни. Это и есть бесстрашие.

Тем самым мы увидели, что джедаи, это и есть те самые воины-колдуны о которых говорит дон Хуан. А создавая свой фильм «Звездные войны» Лукас лишь более популяризировал учение Кастанеды и в том, или ином виде еще больше закрепил его в сознании большинства населения земли. Джедаи стали героями для миллионов людей, их пути пытаются следовать во всем мире – а это значит, что люди стремятся к духовному совершенству и, следовательно, рано или поздно они станут людьми знания. К чему и призывал дон Хуан. (с)
don.dourden
Аватара
Репутация: 7
Лояльность: 36
Сообщения: 174
Темы: 43
Зарегистрирован: 9 июля 2014
С нами: 3 года 4 месяца
Специализация: Интересующийся

Вернуться в Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость