«Как человек мыслит» — 3. Влияние мысли на обстоятельства.

Влияние мысли на обстоятельства.

Душа человека подобна саду, который может быть ухоженным или запущенным, но, независимо от ухода сад растет. Если не посеять хороших семян, здесь появятся сорняки и начнут быстро распространяться.

Как садовник следит за садом, защищая его от сорняков, выращивая нужные цветы и деревья, так и человек может работать над свои разумом, искореняя мысли вредные, бесполезные, «сорные» и развивая правильные, чистые. Рано или поздно человек обнаружит, что он хозяин своей души, распорядитель собственной жизни. Если он откроет внутри себя законы мышления, то поймет, как силы мысли и духовные основы участвуют в формировании характера, обстоятельств, судьбы.

Мир и характер едины. Как характер может проявиться, раскрыться в конкретной среде, так и внешние жизненные условия всегда стремятся к гармоничной связи с внутренним состоянием. Это не значит, что обстоятельства, в которых находится человек в данный момент, показывают его весь характер, но они тесно связаны с некоторыми аспектами его мыслей и обязательно влияют на развитие характера.

Человек там, где он есть, благодаря законам своего существования; мысли определяют его местонахождение. Жизненном устройстве нет случайностей, ведь действует безусловный закон. Это истинно и для тех, кто чувствует дисгармонию в своей среде, и для удовлетворенных ею.

Человек развивается, благодаря способности учиться он растет; он извлекает духовные уроки из любых обстоятельств, которые постоянно изменяются.

Обстоятельства будут приносить страдания человеку, пока он будет подчиняться внешним условиям. Когда же он осознает свою созидательную силу и сможет повелевать скрытой почвой и семенами внутри себя независимо от обстоятельств, он станет собственным господином.

Каждый человек, способный контролировать себя, заметит, что изменение обстановки вокруг него находится в строгой зависимости от изменений духовного состояния, то есть обстоятельства вырастают из мыслей. Таким образом, если человек искренне пытается избавиться от недостатков своего характера и достигает явных успехов, то быстро преодолевает череду превратностей судьбы.

Душа тянется к запретному, к тому, что она любит и чего боится; и достигает вершины заветных стремлений, либо опускается на уровень безнаказанных желаний. Обстоятельства — средства, с помощью которых душа получает свое.

Каждое семя мысли, посеянное или заброшенное в душу, растет, развивается, распускается рано или поздно и дает плоды — обстоятельства. Хорошие мысли приносят хорошие плоды, плохие мысли приносят плохие плоды.

Внешний мир обстоятельств формируется в соответствии с внутренним миром; приятные и неприятные внешние условия участвуют в формировании личности. Человек воспитывается страданием и блаженством, пожиная плоды собственных мыслей. Следуя за сокровенными желаниями, стремлениями, мыслями, которые он позволяет себе иметь в погоне за короткими сомнительными удовольствиями, либо в упорном стремлении к высокой цели, человек наконец добивается их осуществления в своей жизненной среде. Законы роста, приспособления всегда существуют.

Человек становится нищим или преступником не под влиянием деспотичной среды или обстоятельств, но низменных мыслей и желаний. Добродетельные люди вдруг нищают или совершают преступление не под нажимом или давление каких-либо других внешних сил; преступные мысли тайно взлелеяны в сердце и при удобном случае проявляется их возросшая сила. Обстоятельства не создают человека, они открывают его самому себе. Нет условий, как погружающих человека в зло и страдания при отсутствии дурных наклонностей, так и возносящих его к чистоте и счастью без продолжительного развития добродетельных стремлений. Человек, следовательно, повелитель мыслей, творец самого себя, конструктор обстоятельств. Душа приходит к нему при рождении, и каждый шаг ее земного странствия сопровождается сочетанием условий, являющихся следствием ее собственной чистоты или порочности, силы или слабости.

Людей привлекает не то, что они хотят, а то, что они собой представляют. Их прихоти, мечты, стремления теряются на каждом шагу, но сокровенные мысли и желания питаются собственной пищей , будь она здоровая или испорченная. «Совершенство, формирующее нас», находится внутри нас, это наша личность. Человек сам заковывает себя в кандалы: мысли и действия — тюремщики Судьбы; они заключают его в тюрьму будучи низменными; но они же посланцы Свободы, будучи благородными. Человек получает не то, что он желает, о чем молится, но то, что он заслуживает по справедливости. Его пожелания и молитвы удовлетворяются лишь будучи в соответствии с мыслями и действиями. В свете этой истины — что же значит тогда «борьба с обстоятельствами»? Это значит, что человек будет безрезультатно бороться со следствием до тех пор, пока сохраняет и питает его причину в своем сердце. Эта причина может быть сознательным пороком или невольной слабостью; но чем бы она ни была, она упорно сводит на нет усилия человека, заставляя его таким образом принимать какие-либо меры.

Люди беспокоятся об улучшении обстоятельств, в которых они находятся, но не желают улучшать себя и поэтому остаются на месте. Человек, не уклоняющийся от самонаказания, никогда не потерпит неудачу в совершении действия, на котором сосредоточено его сердце. Это истинно и на земле, и на небесах. Даже человек, единственная цель которого получение богатства, должен быть готов принести себя в жертву перед тем, как заняться своими делами; а насколько больше должна быть жертва, если цель человека — создать здоровую, уравновешенную жизнь.

Представим себе бедняка. Он очень беспокоится об улучшении своей жизни, об удобствах, однако постоянно увиливает от работы и оправдывает это попытками обмануть работодателя, который мало платит. Такой человек не понимает простейших принципов, на которых основано настоящее процветание. Он не только не пытается выбраться из несчастий, но еще глубже погружается в невзгоды. Результат — ленивые, лживые, трусливые мысли.

Представьте себе богатого человека, жертву тяжелой болезни — результат обжорства. Он готов отдать большие деньги, чтобы избавиться от недуга, но не согласен умерить свой аппетит. Он хочет плучать удовольствие от обильных экзотических явств и оставаться здоровым. Такой человек не может быть здоровым, так как еще не усвоил принципов здоровой жизни.

Представьте себе предпринимателя, нечестно действующего в отношении заработной платы и выплачивающего рабочим меньше в надежде увеличить прибыль. Такой человек не способен процветать и когда он обанкротиться, потеряет репутацию и богатство, то обвинит во всем обстоятельства, не зная, что он — единственный виновник происшедшего с ним.

Я привел эти три примера только в качестве иллюстрации того, что человек оказывает огромное влияние (хотя почти всегда бессознательно) на обстоятельства. Стремясь к хорошему результату, человек постоянно срывает свои планы, если поощряет мысли и желания, не способные находиться в гармонии с целью. Подобные примеры можно приводить разнообразить бесконечно, но в этом нет необходимости. Читатель сам способен проследить действия законов мышления в собственной душе и жизни. Пока он этого не сделает, известные явные факты не могут служить основанием для рассуждения.

Обстоятельства, однако, настолько сложны, мысли коренятся так глубоко, и условия счастья так разнообразны, что общее душевное состояние человека (даже если оно ему известно) не может рассматриваться только с внешней стороны его жизни. Бывает, что честный человек терпит лишения, а жулик становится богатым. Но заключение о том, что один — неудачник из-за своей честности, а другой процветает из-за своей особенной бесчестности, — результат поверхностного рассуждения, предполагающего, что нечестный человек почти совсем развращен, а честный — практически полностью добродетелен.

Основываясь на более глубоких и разнообразных исследованиях, такое заключение можно считать ошибочным. Нечестный человек может иметь хорошие черты добродетели, которых у кого-то нет, а честный иметь недостатки, отсутствующие у другого. Честный человек пожинает плоды честных мыслей и действий. Страдания, доставляемые им себе, созданы пороками. Нечестному человеку также достаются и страдание и счастье.

Тщеславным людям доставляет удовольствие верить, что они страдают из-за собственной добродетели; до тех пор, пока человек не избавит свой разум от нездоровых, злобных, «сорных» мыслей, не очистит душу, запачканную грехами, он не может и утверждать, что его страдания, следствие хороших, а не плохих качеств. Долгое время стремясь к высшему совершенству, работая над разумом, над жизнью, человек откроет абсолютно справедливый Великий Принцип, который не может присуждать добро за зло, а зло за добро. Зная это, человек поймет, оглядываясь в безрассудное и невежественное прошлое, что его жизнь была устроена справедливо, и весь накопленный опыт, положительный или нет, закономерен для развивающейся, но еще не развитой личности.

Хорошие мысли и действия никогда не приведут к плохим результатам, но скверно думая и действуя, ничего хорошего не получишь. Из семени кукурузы растет кукуруза, из ростка крапивы — крапива, что посеешь, то и пожнешь. Люди понимают это правило и применяют его в материальном мире, но почти не осознют в духовном, нравственном мире (хотя и для этих сфер правило справедливо), и, поэтому, не действуют в соответствии с ним.

Страдания всегда являются следствием неверных мыслей в каком-нибудь направлении. Это проявление отсутствия гармонии и с самим собой и с Принципом существования. Единственная и главная цель страдания — очистить, выжечь все ненужное и вредное. Те, кто избавится от этого, избавятся и от страданий. Не надо жечь золото после удаления шлаков; очищенное, светлое существо страдать не может.

Духовное благосостояние — проявление верных мыслей, а не материального имущества. Несчастное внутреннее состояние — проявление плохих мыслей, а не недостаток материальных ценностей.

Обстоятельства, сталкивающие человека с несчастьями, являются следствием его собственной духовной дисгармонии. Справедливо и обратное. Духовное благосостояние, а не материальное имущество — проявление верных мыслей, несчастное внутреннее состояние, а не материальный недостаток — проявление плохих мыслей. Скверные мысли приносят несчастье, духовное убожество. Человек может быть проклят, но богат, и благословен, но беден. Благословение и богатство соединяются лишь при мудром использовании богатства; бедняк становится несчастным, когда считает свою участь несправедливо навязанным ему бременем.

Два полюса несчастья нужда и потворство. И то, и другое неестественно и представляет собой результат душевного расстройства. Для человека ненормально быть несчастным и непроцветающим, процветание — результат гармонии внутреннего и внешнего, человека и его окружения.

Человек становится человеком лишь тогда, когда перестает скулить и негодовать и начинает искать невидимую справедливость, регулирующую его жизнь. Когда он приспособится разумом к этому регулятору, то прекратит считать других причиной своей неудачной жизни и создаст внутри себя сильные и благородные мысли, прекратит бороться с обстоятельствами и начнет использовать их, чтобы быстрее добиться улучшений, то есть для обнаружения своих скрытых сил и возможностей.

Закон, а не беспорядок господствует во Вселенной; справедливость, а не пристрастность, душа и сущность жизни; справедливость, а не развращенность, является оформляющей и движущей силой в духовном управлении миром. Таким образом человек должен исправить себя, чтобы обнаружить правоту Вселенной. Во время этого он увидит, как меняются его мысли по отношению к вещам, другим людям и как вещи, другие люди изменят отношение к нему.

Доказательство этой истины внутри каждой личности, поэтому легко устанавливается систематическим самонаблюдением и самоанализом. Пусть человек в корне изменит свои мысли, и он будет поражен быстрыми преобразованиями, которые отразятся на его материальном состоянии. Люди думают, что мысли можно скрыть, но это не так. Мысли быстро формируют черты характера, а те, в свою очередь — обстоятельства. Дурные мысли преобразуются в пьянство и разврат, ведущие к лишениям и болезням. Любые скверные мысли становятся вредными, основой для неблагоприятных обстоятельств. Ощущение страха, смятения, нерешительности превращаются в слабость и бессилие, ведущие к неудачам, нужде и рабской зависимости. Лень формирует недобросовестность и бесчестие, которые преобразуются в запущенность и нищету. Ненависть, осуждение становятся привычкой обвинять и насиловать, ведущей к нанесению ущерба и гонениям. Любые эгоистические мысли проявляются в виде корысти, а затем — большей или меньшей нужды.

С другой стороны, любые прекрасные мысли становятся добротой и любезностью, основой для доброжелательных обстоятельств, а чистые мысли — привычкой к умеренности и самоконтролю, ведущие к покою и миру. Бодрость, уверенность в себе, решительность превращаются в выносливость, ведущую к успеху, изобилию и свободе. Активность влечет добросовестность и трудолюбие, благодаря которой приходит удовольствие. Кроткость, умение прощать становятся мягкостью, ведущей к стремлению защищать и покровительствовать. Нежность, бескорыстие проявляются в виде альтруизма, приносящего истинное процветание и богатство.

Вереница мыслей, хороших или плохих, не может не отразиться на характере и обстоятельствах. Человек не способен непосредственно выбирать обстоятельства, но может отдавать предпочтение тем или иным мыслям, косвенно управляя обстоятельствами. Характер помогает каждому в осуществлении намерений, доставляющих удовольствие человеку, и дает возможность выйти, проявиться и хорошим и дурным мыслям.

Пусть человек прекратит свои грешные мысли и весь мир смягчится к нему в готовности помочь. Пусть человек выбросит слабые, болезненные мысли, и — гляди-ка! — для осуществления его намерений появится масса возможностей; прояви он решительность — появится помощь, и пусть он поощрит добрые мысли, и никакой жестокий рок не допустит несчастий и стыда. Мир — это ваш калейдоскоп. Даримые им каждый миг разнообразные цветовые сочетания — прелестные картины, управляемые вашими мыслями.

Ты будешь тем, кем хочешь быть.
Порок лишь на подделки годен,
Тебя желающий пленить.
Дух ложь отвергнет. Он свободен!
Он завоюет мир миров,
Обманщик-случай оробеет,
Гнет обстоятельств уж готов
Корону снять и стать лакеем.
Наследница бессмертных душ,
Невидимая сила — воля
Пробьется сквозь пургу и суть
К заветной цели, съев пуд соли.
Будь терпелив, привыкни ждать
И добивайся пониманья;
Крепи свой дух, чтоб смог ты стать
Творцом, магистром созиданья!