Смоленское Поозерье. Масленица.

Заснеженная красота зимнего леса, озер и островов

На этот раз Поозерье встретило нас белоснежным покровом, морозным воздухом и серебристыми снежинками, сияющим солнцем и лиловым закатом. Наши маршруты то тут, то там пересекались со следами диких зверей, бегущими по ведомым только им тропинкам. Под ногами хруст снега, над головой безоблачное голубое небо, вдох — и ты уже наполнен струящейся энергией места, в груди приятный жар — раскрылось сердце, сами покатились слезинки. Вечером лилово-фиолетовый закат мягким потоком раскрыл голову, костер сжег все оставшиеся мысли и подготовил нас к празднику...

Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл. Круг обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда дни становятся заметно длиннее, когда «солнце поворачивает на лето». Это был момент рождения бога солнца, и с ним связывалось множество обрядов и праздников, завершавшихся масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы и сожжение ее соломенного чучела.

Главным блюдом масленицы были блины. Они, несомненно, более позднего происхождения, чем сам праздник весны, и своим румяным желто-красным цветом и круглой формой символизируют «нарождающееся» солнце. В разных частях земного шара отношение к солнцу было очень похожим — малые и большие народы обожествляли Солнце, веря, что жизнь и существование напрямую зависит от его влияния. Среди многочисленных стихий, небесных тел и объектов Солнце всегда ставилось на первое место: ему поклонялись, приносили жертвы, дары и молитвы, воспевали в легендах и сказаниях.

 

Праздник МАСЛЕНИЦЫ в поселке Пржевальское

 

Праздничные Красавицы

У антов, живших между Днестром и Днепром в VI — VII вв. сначала почитался лишь Перун — бог-громовержец. Через три века в религии антов-русичей появляется «скотий» бог Велес, и затем, при Владимире Святославиче Хорс — бог солнца. Ярило, Даждьбог, Световид — присущие богу солнца. Коло — солнце-младенец отсюда «коляда». Среча — ночная богиня. Белбог — хранитель, податель добра, удачи, справедливости, имя означает благо, то есть доброго бога.

Солнце у славян было синонимом счастья. Оно считалось благим и милосердным существом, чистым и ослепительным, пробуждающим земную жизнь. Одним из его воплощений является и Белбог — бог счастья, удачи, добра. Святилище его строили на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, в котором не было ни одного темного уголка, ни единой тени. Жертвы этому богу приносили весельем, играми, пирами. Он представлялся старцем с длинной белой бородой, в белой рубахе и с посохом в руках. Заблудившихся в лесу путников он выводил на дорогу. В народных сказках герои в трудных случаях жизни обращаются непосредственно к солнцу или другим светилам. Солнце наделяют титулом князя, а губительное действие зноя воспринимают, как его гнев, наказание огненными стрелами.