"Приличьем стянутые маски…"

 (200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова посвящается) 

Влияние далекого современника
уже не влияние, а сродство.
М. Цветаева

 

М. Лермонтов. Автопортрет (1837-1838 гг.) 

Как часто пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляске,
При диком шепоте затверженных речей
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.
…Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело… 

1-м января 1840 года датированы эти строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова. В Новый -  1840 год – Михаил Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании, на котором присутствовали негласные дирижеры этой праздничной вакханалии - царь Николай I и глава III отделения Бенкендорф. Их силуэты отчетливо просматриваются на картине Карла Брюллова.

К. Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини 

Иван Тургенев, присутствующий на балу,  наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза». «Первое января» - полное горечи и тоски стихотворение навеяно этим маскарадом и, как вызов, как брошенная перчатка, звучат последние строки: 

…О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

«Все, что поэт может сделать, - это предостеречь», - утверждал английский поэт Уилфред Оуэн. Нет сил не возразить, а в доказательство – стихи, подтвержденные действиями и поступками русского поэта Лермонтова. Поэт был болен; известием о смерти любимого Пушкина был поражен в самое сердце. До него доходили различные толки… Негодование охватило Лермонтова! Перо поэта мгновенно приобрело магическую силу – слова-молнии заблистали на бумаге!

Погиб поэт! - невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!..

Стихотворение Лермонтова вначале оканчивалось словами:

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Словно раскаты грома пронеслось по Петербургу стихотворение «Смерть поэта», вызвав ненависть среди правящих кругов николаевского режима. «Смерть поэта» в списках молниеносно распространялась по Петербургу, вызывая бурю восторгов. Стихи передавали друг другу, учили наизусть. И не успел любимый Пушкин уйти из жизни, как поэтическое перо великого поэта было подхвачено. И вот он - живой памятник великому Пушкину – «Смерть поэта» - и веселое имя «Пушкин» снова у всех на устах! Но в высшем обществе стихотворение «Смерть поэта» возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» - последние 16 строк. 

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он недоступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!

Так молодой поэт-пророк Лермонтов поведал о будущем России и высшем суде истории, когда исчезнет вся царская клика со своей голубой и черной от грехов и преступлений кровью. В произведении «Смерть поэта» мы видим и высший суд «Троицы» Рублева, слышим и плач Ярославны, и плач Юродивого, и гадание Марфы из оперы «Хованщина»… Но это сейчас понятно, а тогда это были только раскаты далекой бури.

Стихотворение было понято как «воззвание к революции»; началось дело. Выступив на стороне «неугодного» гения, Лермонтов сначала попал под арест, а затем по приказу царя был сослан на Кавказ. Написав «Смерть поэта» и громогласно выступив против «палачей Свободы, Гения и Славы», Лермонтов тем самым «вытащил» свой собственный Жребий Смерти, который в его гороскопе стоит точно на Юпитере Пушкина - планете, связанной с авторитетом человека, его положением в социуме и взаимоотношением с властями.

«Смерть поэта» также считали выпадом против французской нации: 

И что за диво?.,
издалека, подобный сотням беглецов,
на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока;
смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы...

«Влияние далекого современника уже не влияние, а сродство. Влияние Александра Сергеевича Пушкина на поэта и читателя может быть только освободительным, - напишет позже Марина Цветаева. - Так, само имя Пушкина становится оценочным, паролем в общении с людьми и миром, главной характеристикой человека, благодаря которому различают своих и чужих».

Лермонтов вступил в свет, наследуя не только славу поэта Пушкина, но и его друзей и врагов. По приказу самого царя за распространение последних 16 строк стихотворения «Смерть поэта» в марте 1837 года Лермонтов был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Правда, после хлопот бабушки Е.А. Арсеньевой и поэта В.А. Жуковского 11 октября 1837 года Лермонтов был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом.

«Если будет война, клянусь Богом, буду всегда впереди», - торжественно поклялся Лермонтов в том же 1837 году. И мгновенно в памяти возникают всадники, изображенные Лермонтовым на многочисленных его рисунках, посвященных Кавказу, где гибель была почти неизбежной для ссыльного поэта. 

 Воспоминания о Кавказе, М.Ю.Лермонтов, 1838 год.

Сражаясь, в свободные минуты между боями, он занимается творчеством. 1840 году он написал 19 стихотворений, а за неполную половину 1841 года – 26 стихотворений. Среди них такие шедевры, как «Прощай немытая Россия», «Утес», «Выхожу один я на дорогу», и др.

Лермонтов не мог веселиться, когда в душе бушевал протест против тех, кто стоял во главе бессмысленной кавказской бойни. Не удивительно, что через месяц после новогоднего придворного маскарада - в феврале 1840 года - на балу у графини де Лаваль состоялась дуэль с Э. де Барантом, сыном французского посла. 

Михаил Лермонтов был предан военному суду и приказом от 9 апреля снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. 

О характере молодого поэта сохранились противоречивые воспоминания: одним Михаил Лермонтов казался холодным, желчным, раздражительным; других поражал живостью и веселостью. Грустный, строгий, нежный, властный, язвительный, насмешливый, наделенный могучими страстями и волей и принципиальным беспощадным умом. 

Личность русского поэта-пророка  складывалась самым фантастическим образом. Получив прекрасное домашнее образование, поэт-офицер Лермонтов владел несколькими языками (французский, немецкий, английский языки, читал по  латыни; позже, на Кавказе, изучил азербайджанский и грузинский); играл на скрипке, фортепиано; пел, сочинял музыку на собственные стихи («Казачья колыбельная песня», «Выхожу один я на дорогу», «Белеет парус одинокий»); был замечательным художником, скульптором, одаренным математиком, а жил… поэзией, уже в юности открыв путь к космической жизни через искусство.

15-летний Михаил Лермонтов назвал Россию страной рабства и цепей. Избалованный, всеми любимый, имеющий все, что желал, он мог уйти в свой мир: лепка, рисование, музыка, математика, скрипка, пение, каллиграфия, джигитовка, игры и развлечения, а он… Что за этим стояло? Что же нужно было знать о своей родине, чтобы назвать ее страной рабов? Было ли вопиющее рабство в усадьбе самого Лермонтова?  Лермонтов увидел черные избы и приказал сделать их белыми. Понимал ли поэт, что это ничего не изменило бы?

В 16 лет огненными буквами написал Лермонтов свое первое пророчество о будущем России, и не ошибся. А спустя десять лет поэт – офицер лейб-гвардии - заклинал не воевать с Кавказом. Сам же Лермонтов упорно стремился на Кавказ, убегая от скучной жизни Петербурга и предпочитая уединению активные военные действия: «Я скучаю. Просился на Кавказ - отказали. Не хотят даже, чтоб меня убили». Поэт уезжает на Кавказ и пишет «прощальную оду» России:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

М.Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка
Портрет работы Ф.О.Будкина, 1834 год. 

Силой фантазии в чарующих строках Лермонтов показал, что дает сопереживание и вообще сотворение образа на пути преобразования мира к совершенству. Если стихи Пушкина входят в душу мгновенно, то Лермонтов увлекает своим пламенем страсти, нежности и сильными звуковыми вибрациями. Наука доказала, что импульс сопереживания дает сильнейшее эмоциональное воздействие. И чем оно совершеннее, ближе к оригиналу, тем оно надежней закрепляется в сознании. Вспомним начало стихотворения «Валерик»:

Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю, как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? - ничего!
Что помню вас? - но, боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно…

Варвара Лопухина. Миниатюра Э.Мартена. 1833

Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Чтобы, прочтя сии листы,
Меня бы примирила ты
С людьми и с буйными страстями.

Ей, чужой жене, своей возлюбленной, Лермонтов посвятил строчки, написанные за несколько дней до своей смерти:  

Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет;
Добро б еще морочить свет!
Да и притом, что пользы верить
Тому, чего уж больше нет?..
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню - да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
Во-первых, потому, что много
И долго, долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил;
Потом в раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, - но вас
Забыть мне было невозможно... 

Предсмертный шедевр поэта - «Валерик» - вершина неприятия трагедий кавказской войны. Именно в «Валерике» соединились идея героизма простых солдат и невозможность победы над первобытными племенами Кавказа через безмерную жестокость: река Валерик становится красной от крови погибших. 

…Нам был обещан бой жестокий.
Из гор Ичкерии далекой
Уже в Чечню на братний зов
Толпы стекались удальцов.
Над допотопными лесами
Мелькали маяки кругом:
И дым их то вился столпом,
То расстилался облаками;
И оживилися леса;
Скликались дико голоса
Под их зелеными шатрами…

То было грозное молчанье,
Недолго длилося оно,
Но в этом странном ожиданье
Забилось сердце не одно.
Вдруг залп... глядим: лежат рядами,
Что нужды? здешние полки
Народ испытанный..."В штыки,
Дружнее!" - раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
"Ура!" - и смолкло. "Вон кинжалы,
В приклады!" - и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна…

Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года.
Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. 1840 г.

Чеченское название «Валерик» означает «Речка смерти». Словно космические силы предупреждали о недопустимости подобных исторических событий.

Валерикское сражение оставило неизгладимый след в памяти и судьбе Лермонтова: оно потрясло бессмысленной жестокостью. Лермонтов по-новому подошёл к изображению человека на войне и показал трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того чтобы жить в мире и братстве.

Лермонтов пишет о том, что первыми это почувствовали чеченцы, которые знали, что возмездие будет неизбежным. И оно пришло… спустя 150 лет - в Первую чеченскую войну (1991 год). Это и есть Время в его магической животворной бесконечности, что почувствовал 26-летний русский гений в форме офицера лейб-гвардии. Кавказ под волшебным пером Лермонтова слился с Россией, стал родным, любимым. И Лермонтов нужен был Кавказу: он воспел Кавказ, именно на Кавказе стал героем-воином и пророком-жертвой.

«Валерик» - это пророчество, которое никто не услышал. «Валерик», «Измаил-бей», «Аши-Кериб» - Лермонтов смотрел дальше, он предупреждал о недопустимости войны с Чечней, но… его не услышали… Перед своей последней поездкой на Кавказ русскому поэту-пророку были доступны такие космические вибрации слова, что при чтении стихотворения «Валерик» бывалые воины не могли сдержать слез! Это было то Космическое Время, подвластное «мистическому гению», о котором недавно напомнил Сергей Алексеев новым романом - «Великий изгой», изданным накануне 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

«Владеть временем», - как утверждает Сергей Алексеев, - это  владеть Временем всеобъемлюще, то есть во всем многообразии его проявлений, как этим владели гиперборейцы». Космические волны поэтического восприятия гиперборейского мира, спустя тысячелетия, вновь ожили в стихах А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. «Страна волхвов» обрела новую жизнь в их произведениях – с древнейшим русским культом Девы.

Стихотворение «Валерик» можно назвать символом… Грааля: неизгладимый след героев кавказской войны на воде, кровь героев с обеих сторон, излитой на воде, вечно хранящей и передающей тайну их бессмертия. Это состояние, когда происходит мгновенно переоценка всех ценностей, пережил Лермонтов – непосредственный участник этого страшного сражения. И он рассказал об этом в форме репортажа, словно снятого скрытой камерой, когда кровь героев дает право поэту обратиться к своей любимой как прообразу древней Девы – хранительницы Мира и Любви. И это не случайно, ведь культ Девы – это символ древних руссов. Дева с чашей Грааля в руках для руссов была смыслом и жизни, и любви.

Стихотворение «Валерик» - это еще и проявление величайшей лиричности, когда на фоне исторической трагедии разыгрывается другая трагедия – трагедия любви, где мольба и страдания об этой любви становятся дороже, чем сама любовь: 

В забавах света вам смешны
Тревоги дикие войны;
Свой ум вы не привыкли мучить
Тяжелой думой о конце;
На вашем молодом лице
Следов заботы и печали
Не отыскать, и вы едва ли
Вблизи когда-нибудь видали,
Как умирают. Дай вам бог
И не видать…

Молодой Лермонтов - поэт космических высот! Поэзиязвала его в другой мир, границы которого все более расширялись. Бунтарское начало его поэзии и прозы было растворено в величайшей лиричности, напевности и гениально переданной грустной задушевности. Любовная лирика Лермонтова – мужественная исповедь, плач и в то же время какой-то полет над бездной звезд; ощущения невиданные и опутанные совершенно неземной любовью к земному миру. И как тут не вспомнить русского философа-космиста Н.Ф. Федорова:

«Тот материал, из коего образовались богатырство, аскеты, прокладывавшие пути в северных лесах, казачество, беглые и т. п., - это те силы, которые проявятся еще более в крейсерстве. И, воспитанные широкими просторами суши и океана, потребуют себе - необходимо - выхода, иначе неизбежны перевороты и всякого рода нестроения, потрясения. Ширь Русской земли способствует образованию подобных характеров; наш простор служит переходом к простору небесного пространства - этого нового поприща для великого подвига».

...Ум мой и не по пустякам к чему-то тайному стремился.
К тому, чего даны в залог с толпою звезд ночные своды,
К тому, что обещал нам Бог и что уразуметь я мог
Через мышления и годы, но пылкий, но суровый нрав
Меня грызет от колыбели... И, в жизни зло лишь испытав,
Умру я, сердцем не познав печальных дум печальной цели.

«Поэзии, и только поэзии должно принадлежать в искусстве речи первенство и главенство. Это – исконный язык Богов», - утверждал философ Мишель Монтень. Поэты от Бога способны предвидеть то, чего не видят другие. В творчестве Лермонтова есть два  стихотворения-предсказания о себе и о России.  Первое стихотворение - «Предсказание» (1830 год) - было написано за 87 лет до Октябрьской революции 1917 года.

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! - твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом. 

Второе стихотворение - «Сон» - относится к поэтическим тетрадям 1837-1841 гг. Космическое мироощущение времени и ясновидения о своей судьбе отражено в стихотворении «СОН»: Лермонтов почти с точностью описал свою гибель на дуэли-убийстве с  отставным майором Мартыновым – «человеком, который не умел стрелять». И это тоже не просто совпадение, это - знак его трагической и одновременно мистической судьбы (как известно, Лермонтов  отказался стрелять и разрядил пистолет в воздух).

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя. 
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном…

По оценке Шведской академии наук, «СОН» М.Ю. Лермонтова - это недосягаемая вершина в мировой поэзии.  В нескольких строчках непревзойденной космической силы поэт сумел передать потаенную жизнь своего сердца, всю глубину своих переживаний и несокрушимую веру в любовь той, которая была когда-то – десять лет назад. Любовь поэта к Кавказу, кровь бессмысленной войны с горцами и глубокая печаль от разлуки с любимой. Удивительно, что Лермонтов показал возможность в принципе увидеть свое будущее и то, как отнесется к этому его любимая – Варенька Лопухина, когда увидит его мучительную кончину. Она в этот миг - мысленно - будет с ним! Сила воображения поэта так велика, что мы, читая эти волшебные строки, верим поэту и ощущаем всю глубину его переживаний. Не мог поэт перечеркнуть все, что было связано с Варенькой Лопухиной. Верил в ее любовь до конца!

…И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струейУдивительно, как ВРЕМЯ может спрессовывать человеческие переживания: в одну минуту человек может прочувствовать всю свою жизнь, дать совершенно точную оценку тому, что в ней было важно и что составляло истинное счастье. Поэт Лермонтов относит к этому в первую очередь любовь к величайшим сокровищам жизни - Миру, Родине, Любимой. И все это в чарующих вибрациях стихов!

Особое прочтение жизни поэта М.Ю. Лермонтова удалось Владимиру Бондаренко в книге «Лермонтов: мистический гений». Тщательно изучив шотландские корни поэта и его многочисленные произведения, автор книги называет Лермонтова «мистическим гением».

В новой книге о Лермонтове, пожалуй, впервые за 200 лет В. Бондаренко поведал о тайных генеалогических корнях поэта, идущих от его древних шотландских легендарных предков – участников борьбы против Макбета (по трагедии Шекспира) и доказал преемственность М. Лермонтова от своего предка-пророка – Томаса Рифмача. Именно ему приписывают авторство самой знаменитой средневековой саги – «Тристан и Изольда».

«Судьба жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, бывшая загадкой русского литературоведения, отрицающего… наличие в нашей жизни особых ментальных сил влияния Инобытия (Метамира, Ментального мира, Мира Зазеркалья и т.д.), становится намного более понятной в свете парадигмы, признающей в качестве реально существующего само Инобытие, - размышляет Ю.А. Гусев в статье «Космос Михаила Лермонтова». - Только с позиции Инобытия кое-что и в творчестве, и в жизни поэта становится до конца понятным и получает новую духовную интерпретацию… Доминантная загадка в этом контексте – «демонизм Лермонтова», ибо только её раскрытие сможет помочь нам разобраться во всех мистических проблемах».

Хранится пламень неземной
Со дней младенчества во мне.
Но велено ему судьбой,
Как жил, погибнуть в тишине…

Для тайных дум я пренебрег
И путь любви, и славы путь,
Все, чем хоть мало в свете мог
Иль отличиться, иль блеснуть…

Две жизни в нас до гроба есть,
Есть грозный дух: он чужд уму;
Любовь, надежда, скорбь и месть:
Все, все подвержено ему...

Истоки невиданного космического взлета в будущее лежат в древности - в древнерусских летописях, «Слове о полку Игореве». Первым открыл это для нас А.С. Пушкин - поэма «Руслан и Людмила», полное космическое обретение мира подарил нам М.Ю. Лермонтов - поэма «Демон».

... И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
«Мой демон»

У Лермонтова (как и у Гоголя) было увлечение мистикой бытия. Их «демонизм» носит особый «русский характер» - это и искус, и его преодоление в творчестве, изживание демона, о котором сам Лермонтов в «Сказке для детей» говорит: 

...но я, расставшись с прочими мечтами,
И от него отделался - стихами.

Мощный тайный интеллект, наделяет поэзию Лермонтова определенным трагизмом и драматичностью:

... Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал; но все образы мои.
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! Все было ад иль небо в них.

Лермонтов был прекрасным проводником Слова, и через его перо одновременно могли проходить как возвышенные ангельские мотивы, так и периодические заигрывания с дьяволом. Традиционное толкование смыслов творчества поэта основано на непонимании связей между идеями творчества и фактами личной биографии. У большого художника между ними нет разрыва. Лермонтов знает, что он - представитель Метамира, поэтому его не волнует физическая смерть. Ему, как никому, было ясно, что это еще далеко не конец.

«… тот мир, в котором мы живём,  - который мы воспринимаем, описываем, систематизируем и задействуем как свою действительность, - находится под сильнейшим влиянием нашего психофизиологического состояния и нейробиологически опосредуемых когнитивных процессов, - размышляет психолог Евгений Пустошкин в статье «Неразрывность онтологии и эпистемологии: на обстановку влияет установка». - Стоит только поменяться состоянию нашего сознания (чему сопутствует изменение активности мозга), как радикально меняются и эпистемологические установки, а через это меняется и задействуемая нами онтология.  Это хорошо задокументировали поэты-романтики XIX века, которые в одно мгновение могли воспевать великолепие реальности, а в другое - писать, насколько им «и скучно, и грустно». Всё это в порывах глубоко прочувствованных душевной радости или печали.

Таким поэтам, как М.Ю. Лермонтов, были доступны и очень возвышенные и, можно сказать, величественные состояния, и весьма печальные и подавленные. Кто мы есть, то мы и задействуем в качестве своего мира. Рекомендую прослушать запись - песнь на стихотворение «Пророк» - в качестве хорошей иллюстрации: http://​www​.youtube​.com/​w​a​t​c​h​?​v​=​U​k​k​W​q​w​c​A​Zs0

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья. 

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!».

В последние месяцы своей жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи - «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее из них - «Пророк». И если «Смерть поэта» во многом определила дальнейший «тернистый путь» Лермонтова, утверждая святость «дивного гения» Пушкина и бросая гневное обвинение палачам «Свободы, Гения и Славы», то «Пророк» - осмысление пройденного им самим «тернистого пути».    

Поэтическое прощание и завещание поэта - «Пророк»,как и стихотворение «Смерть поэта»,при жизни М.Ю. Лермонтова не публиковалось. Но оба стихотворения - знаковые в жизни их автора: земной мир для поэта Лермонтова был родным домом, а Космос – раем, где человек испытывает счастье вечности.

Смерть Лермонтова - одно из самых загадочных событий из жизни русских классиков. Словно специально «притянутая», неожиданная и абсурдная, она во многом повторяет гибель Пушкина, произошедшую за четыре с половиной года до этого. А ведь именно в связи со смертью Пушкина Россия узнала имя Михаила Юрьевича Лермонтова - одаренного молодого поэта, преемника великого русского классика.

 (15.10.1814 - 15.07.1841)
Жизнь или Смерть - «Орел» или «Решка»?!
«И мир не пощадил — и Бог не спас!».
М.Ю. Лермонтов

Полтинник был брошен и упал к его ногам решеткою вверх. Вот уж поистине - жизнь-копейка! Лошади поданы, и до финала - один перегон. Но «Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?». А дальше - случайности, странные совпадения, стихийные явления и эта «шутовская дуэль»...

Артистическая натура, внутренняя свобода и независимость направляли Лермонтова к поискам высших духовных ценностей. Сколько прекрасных литературных шедевров мог написать этот человек, доживи он хотя бы до возраста Пушкина?! Но складывавшаяся небесная констелляция аспектов на соляр, связанный с 27-м годом жизни, была настолько негативной и фатальной в гороскопе поэта, что Лермонтову ни в коей мере нельзя было делать ставку на случайность, коей и оказалась эта нелепая дуэль.

Для дуэли был выбран день, точно попадающий в орбис предстоящего солнечного затмения. События приобретали абсолютно фатальный характер. «Мадемуазель Эмилия, прошу вас на один только тур вальса, последний раз в моей жизни», - переменив тон насмешек, произнес Лермонтов на вечеринке 13 июля, за два дня до смерти. Секундант - князь А.И. Васильчиков вспоминает: «Прозвучало «Сходись!» Мартынов пошел быстрыми шагами к барьеру, тщательно наводя пистолет. Лермонтов оставался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх - он не собирался стрелять. По мере приближения целившегося в него Мартынова спокойное веселое лицо Лермонтова приобрело презрительное выражение. Раздался выстрел, и Лермонтов упал как подкошенный. В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь. Неразряженный пистолет оставался в руке...». 

Благородный бесстрашный рыцарь был просто-напросто беспощадно убит. 

И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет...
... Кровавая меня могила ждет.
Настанет день - и миром осужденный,
Чужой в родном краю,
На месте казни - гордый, хоть презренный
Я кончу жизнь мою... 

Он родился в Год Аиста - белой птицы с черной отметиной, неся по жизни не только миссию и харизму этого Года, но и печать отверженности, тоски, меланхолии и некоего фатализма в судьбе. Он погиб в Год Сокола, заигравшись и со своей «добычей», и со своей собственной судьбой. Несясь на огромной скорости развития событий, он не успел вовремя остановиться и разбился насмерть.

Дуэль происходила в 27 солнечный день, посвященный «великим, могущественным Небесам». Сама Природа была возмущена этой нелепой трагедией: за несколько минут до рокового момента на небе появилась огромная черная туча, и надвигающаяся гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, когда выстрел из пистолета поверг поэта на землю. А после из «глаз небесных» пошел проливной дождь...

Легендарная жизнь русского поэта-пророка – сплошная тайна, да! Ее постижение – это путь к величайшим откровениям Бытия. Еще древниеутверждали, что Поэт может душу человека сделать космической, т.е. восприимчивой ко всем божественным откровениям. Кроме Лермонтова, это не удалось никому! Молодой Лермонтов, словно поймал молнии… и зажег ими душу России, снимая с нее оковы духовного и политического рабства. Стихи Лермонтова невозможно было запретить - их заучивали наизусть потому, что это были космические вибрации будущего движения России вперед. Недаром Лермонтова сравнивали с Прометеем: никто уже не создаст пылающие огнем гнева великие послания миру и человечеству - «Смерть поэта» и «Пророк»; «Демона», «Мцыри» и, конечно же, «Бородино».

Без преувеличения можно сказать, что истоки и вся мощь гения Лермонтова - в энергиях гиперборейской Руси, несущей огонь Прометея, который с непередаваемым блеском сияет в стихотворении «Бородино». 22-летний поэт написал «Бородино», ставшее и народным стихом, и державным манифестом России. Поэма «Бородино» - это гимн русскому народному патриотизму в союзе с величайшим военным гением Михаила Илларионовича Кутузова – отца солдат и офицеров, непревзойденного дипломата и лучшего ученика суворовской школы. Еще при жизни Лермонтова русская армия - только по зову сердца! - учила поэму «Бородино» наизусть.

Для Лермонтова-воина это были подлинные богатыри:    

…Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
…Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.

Русский ученый Н.Ф. Федоров, гениально осмыслив космические знания только через книжные страницы веков, выделял несколько сакральных центров: Памир, священная полярная гора Меру, а также Олимп, Арарат и Эльбрус - высочайший горный массив России -  священная Гора Ариев, Врата Шамбалы - «страны счастья». Не зря на его вершину восходили Великие мира сего - Чингисхан, Тимур, а вожди-идеологи Третьего рейха верили, что на Эльбрусе им откроется небо, и тогда можно будет предвидеть грядущее. На высоте 4050 метров немцы отыскали загадочное мистическое место с высокой энергетикой и устроили оккультную лабораторию: проводили ритуалы, совершавшиеся эсэсовцами в парадной форме под музыку большого оркестра на месте гибели русского поэта-пророка Михаила Лермонтова - у подножия горы Машук.

Да, сам поэт относился к Германии как к великой нации. Известно, что Лермонтов шел к своему «Демону» от «Фауста» Гете, чьи стихи в подлиннике знал наизусть. И факт внезапного звучания «музыки небесных сфер» в момент смерти Гете не был для него тайной, как и предвидение собственной гибели. Но чтобы нам разгадать тайну смерти поэта, нужны документы. А из архива лейб-гусарского полка, где служил Лермонтов, осталось только три папки, остальное – исчезло.  Более того, после смерти опального поэта официально говорить о нем было запрещено в течение 30 лет!

Но, оплакивая молодого, гениального русского поэта Михаила Лермонтова, о нем не только заговорили с любовью и восхищением! Память о поэте жители г.Пятигорска увековечили самым непостижимым образом:все камешки с могилы поэта были внезапно выбраны и долгое время ювелиры города вставляли их в золотые и серебряные украшения с памятным знаком – гордиевым узлом – знаком вечной памяти. Это было удивительное выражение народной любви к русскому гению,  в бессмертие которого народ поверил сразу и не ошибся.

Поэт-пророк Лермонтов показал, что судьба становится мечом для каждого, кто отошел от народа; светская гламурная жизнь в бесконечных балах - лишь маскарад подлинной жизни, о которой сегодня стыдливо и скорбно умалчивают в бесконечных интервью-болтовне. Поэт Лермонтов не молчал! Он срывал маски с царственных особ блистательных придворных балов-маскарадов и, как сталкер, показывал, что война – это всегда река «Валерик», из которой воду пьют потомки и победителей, и побежденных. 

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?»…

27-летний Михаил Лермонтов выполнил свое обещание и предназначение:

- «Если будет война, клянусь Богом, буду всегда впереди». Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне Лермонтов дважды представлялся к наградам (одна из них - золотая сабля с надписью «За храбрость»), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления.

- Поэт-пророк дал нам в руки свой прометеевский огонь и оставил нам космический свет таких звезд, до которых нам лететь и лететь.

На крыльях поэзии Михаила Лермонтова можно жить долго и счастливо! Он подарил нам:

- ощущение таинственного очарования жизни и соединения человека с космосом;

- любви как самого главного живого луча всей жизни;

- радость от возможности любить с болью, со слезами, но… любить;

- умение входить в мир страданий, смерти и выходить с незаживающими ранами, но опять-таки с нетронутым ощущением любить;

- миллионами ощущений ко всем формам жизни…

Избрав карьеру военного, Лермонтов следовал не по тому пути, а точнее вынужден был следовать в силу сложившихся обстоятельств. Как говорят астрологи, Белая Луна в Близнецах помогла ему раскрыть заложенный в него божественный дар - стать талантливым поэтом - поистине высшим проводником Слова. Но для царя он был не поэтом, а поручиком его войска. В связи с этим так много у Лермонтова вопросов к самому себе, все чаше он испытывает желание разобраться в своей судьбе, чтобы понять свое предназначение:

Мое грядущее в тумане,
Былое полно мук и зла...
Зачем не позже иль не ране
Меня природа создала? готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей?..
Добра и зла он дал мне чашу...

Мистики утверждают: в юбилейные для поэта даты в России непременно происходят катаклизмы… По свету ходит немало легенд о великих проклятиях: Тутанхамона, тамплиеров, Супермена, клана Кеннеди, «Мастера и Маргариты»... Но при ближайшем рассмотрении все смерти укладываются в нормы статистики.

Однако юбилейный 2014-й послал нам свои позывные: «речка смерти» все также бурлит и «маскарад» продолжается. Сегодня родная нам Украина пылает в огне, который беспощадно сжигает русский народ. Можно ли отказаться двум однокоренным народам от своей единой русской души, предать свою историческую родину?! Владеть Временем – это владеть историей, предать свою историю – предать нацию и уничтожить вместе с ней и себя.

Совсем недавно из 300 миллионов наших соотечественников, по крайней мере, 200 миллионов могли сходу вспомнить лермонтовское «Бородино» - «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…». Потому мы и побеждали!

Однако в 3-й раз на юбилей Михаила Лермонтова пришло новое испытание, может быть, наиболее трагичное. И только русский поэт-пророк грустно смотрит на нас своими магическими глазами, в которых боль, печаль и… пламя истины всей мировой культуры. Это и дух Гомера, и дух Шекспира, и дух Гете, и дух Пушкина, и дух Фирдоуси…

Гений Поэта сумел передать нам дух времен и народов – дух тысячелетий, без чего будущего нет и быть не может. Лермонтов - закономерное проявление космических сил в пользу России – от Ивана Грозного, Кутузова и Пушкина. Поэзия Лермонтова именно в силу его исключительной музыкальности - высочайшее торжество музыки слова, мелодии стиха, музыкального движения речи.

 

 

 Материал подготовили:
Надежда Швидченко, Людмила Штохман
Ростов-на-Дону, 15 окт. 2014 года.